Паровые котлы серии ДКВр
Паровые котлы ДКВр-2,5; ДКВр-4; ДКВр-6,5; ДКВр-10 и ДКВр-20 с газомазутными горелками ГМГ или с топками ПМЗ-РПК или ПМЗ-ЛЦР для слоевого сжигания углей предназначены для выработки насыщенного или перегретого пара давлением 13 или 23 кгс/см2 (изб.) для технологических нужд предприятий, для систем отопления, вентиляции и горячего водоснабжения.
Паровой котел ДКВр (Двухбарабанный Котел Вертикально — водотрубный реконструированный), разработанные ЦКТИ им. И.И.Ползунова и Бийским котельным заводом изготавливаются более пятидесяти лет и спрос потребителей на котлы этой серии остается достаточно высоким и в настоящее время.
Трубные системы котла ДКВР паропроизводительностью до 10 т/ч унифицированы и одинаковы для всех котлов независимо от типа топочного устройства.
Котел имеет верхний длинный и нижний короткий барабаны, расположенные вдоль оси котла. Котлы имеют экранированную топочную камеру и кипятильный пучок из гнутых труб. Для устранения затягивания пламени в пучок и уменьшения потерь с недожогом топочная камера котлов ДКВР-2,5; ДКВР-4; ДКВР-6,5 делится шамотной перегородкой на две части: собственно топку и камеру догорания. На котлах ДКВР-10 камера догорания отделяется от топки трубами заднего экрана. Между первым и вторым рядами труб котельного пучка всех котлов также устанавливается шамотная перегородка, отделяющая пучок от камеры догорания.
Внутри котельного пучка установлены чугунные перегородки, которые делят его на и газоходы и обеспечивают горизонтальный разворот газов в пучках и поперечное омывание труб.
При наличии пароперегревателя часть кипятильных труб не устанавливается; пароперегреватели размещаются в первом газоходе после второго — третьего рядов кипятильных труб.
Котлы имеют два барабана — верхний (длинный), нижний (короткий) и трубную систему.
Для осмотра барабанов и установки в них устройств, а также для чистки труб на днищах имеются овальные лазы размером 325×400мм.
Барабаны внутренним диаметром 1000 мм на давление 13 кгс/см2 (изб.) изготавливаются из стали 16ГС или 09Г2С и имеют толщину стенки 13 мм. Экраны и кипятильные пучки котлов выполняются из стальных бесшовных труб.
Все котлы снабжены внутрибарабанными паросепарационными устройствами для повышения качества пара. Котлы ДКВР-2,5, ДКВР-4 и ДКВР-6,5, поставка которых может осуществляться одним транспортабельным блоком или в разобранном виде, имеют сварную опорную раму, выполненную из стального проката.
Для удаления отложений шлама имеются торцевые лючки на нижних камерах экранов, для периодической продувки камер имеются штуцеры диаметром 32×3 мм.
Пароперегреватели котлов типа ДКВР, расположенные в первом по ходу газов газоходе, унифицированы по профилю для котлов одинаковых давлений и отличаются для котлов разной производительности лишь числом параллельных змеевиков.
Паровые котлы серии ДКВр отличаются следующими достоинствами:
- возможность регулирования производительности от 40 до 120% от номинальной при работе на газообразном топливе;
- удачная гидравлическая схема позволяет надежно эксплуатировать котлы ДКВр на пониженном до 7 кгс/см2 давлении без уменьшения технико-экономических показателей;
- возможность поставки котлов «россыпью» позволяет производить их монтаж в существующих котельных не выполняя специальных проемов в стенах;
- возможность перевода парового котла для работы в водогрейном режиме с использованием простых схем, не требующих дорогостоящих работ;
Продольный разрез котла ДКВр
Циркуляционная схема котлов ДКВР
Питательная вода поступает в верхний барабан, откуда по последним рядам труб конвективного пучка поступает в нижний барабан. Питание экранов производится необогреваемыми трубами из верхнего и нижнего барабанов. Фронтовой экран котла ДКВР-10 питается водой из опускных труб верхнего барабана, задний экран — опускных труб нижнего барабана. Пароводяная смесь из экранов и подъемных труб пучка поднимается в верхний барабан.
Котельные с котлами ДКВр комплектуются вентиляторами и дымососами типа ВДН и ДН, блочными водоподготовительными установками ВПУ, фильтрами для осветления и умягчения воды ФОВ и ФиПА, термическими деаэраторами типа ДА, теплообменными устройствами, насосами, а также комплектами автоматики.
Поставка котлов ДКВр может осуществляться «россыпью». Изготовитель производит упаковку мелких узлов и деталей в ящик, а более крупные собираются в отдельные пакеты или связки. Котлы могут перевозится железнодорожным, автомобильным и водным транспортом.